четверг, 26 марта 2009 г.

Чемодан с двойным дном.

Вот сколько раз я смотрел "Семнадцать мгновений весны" и даже два раза читал все время меня мучила какая-то незаконченность. И вот снова. Наконец я смог сформулировать что же все-таки не так. Правды теперь не узнаешь - сам Юлиан Семенов, который жил через три дома от меня думаю унес правду о своей задумке с собой в могилу. А может у него все это случайно получилось?


Умный среди умных.


Да, Штирлиц конечно серьезный разведчик, интеллектуал и все такое, но окружен он был не менее умными людьми. Пока третий рейх двигался к победе разрушительная деятельность Штирлица (если таковая и была) еще могла сходить ему с рук, но когда дело зашло о поражении нужно срочно было искать виновных. И они их сразу нашли. Кальтенбрунер просто нашел общее звено объединяющее провалы операций его ведомства и этим общим звеном оказался Штирлиц. После чего он сразу попросил Мюллера прояснить этот вопрос. И Мюллер его прояснил. Штирлиц не был близок к провалу, он провалился. Это ясно видно как в книге так и кинофильме. Будь он хоть трижды гением разведки - Мюллер его загнал как зайца в силки. Все отмазки и психологические этюды Штирлица вообще ничего не стоят и не спасают от провала. Мюллеру вообще до лампочки его оправдания.

Так почему же его не раскрыли?


Первое дно.


Его конечно же раскрыли, но решили использовать в своих целях. Всем было ясно что Германия потерпела поражение в войне, а функционерам СС и СД было ясно что надо спасать свою шкуру любыми путями. А Штирлиц был лишь одним из возможных потенциальных способов эту шкуру спасти. Соответственно никто не будет убивать курицу от которой ждут, что она сможет давать яйца. И Мюллеру это было ясно в первую очередь. Естественно он не стал прихлопывать резидента, а просто решил придержать козырную карту.


Второе дно.


Если же более глубоко исследовать сложившуюся ситуацию, то все выглядит более плачевно. Никакой козырной карты не было. Баланс между противостояним СС и СД и общими целями по спасению себя, а в центре событий проведение сепаратных переговоров с американской разведкой, которые Штирлиц должен был сорвать. Вся штука в том, что в данной ситуации для тех кто эти переговоры организовывал (а это был Шелленберг начальник Штирлица) любой исход как успех так и провал переговоров был выгоден. Стратегически игра была сыграна без Штирлица - он стал пешкой в тактических маневрах. Его судьба волновала основных организаторов не более чем судьба непроходной пешки в шахматной партии. И раскалывать его просто никому не было нужно. Его походя вычислили и не тронули за ненадобностью. А он сумел выполнить приказ только потому, что для основных организаторов сепаратных переговоров их исход не имел ровно никакого значения.

Бедный, бедный Максим Максимович Исаев. Его не грохнули только потому, что его голова просто никому не была нужна. И остался он на свободе потому, что до него ровно никому не было дела.


Третье дно или тотальная паранойя.


Штирлиц был фигурой для функельшпиля. В самом тонком его исполнении. Ни он ни ставка главнокомандующего даже не представляли, что решая задачи победы над Германией они тем самым помогли военным преступникам подготовить свой побег от возмездия.

Комментариев нет:

Постоянные читатели